Как работают амортизаторы?

Как работают амортизаторы?

Заменив амортизаторы в автомобиле, можно качественно изменить его "поведение" на дороге, превратив его в спортивную машину или мягкий лимузин. Амортизаторы определяют комфортные условия для водителя и пассажиров, а также безопасность движения.

         Амортизаторы Амортизаторы нужны не для того, чтобы поддерживать кузов автомобиля - это функция пружин - а для сокращения количества и амплитуды их колебаний до необходимого минимума. Если бы машины оснащались только пружинами, то после каждого скачка кузов долго раскачивался бы. Такая езда при непостоянном сцеплении колес с поверхностью дороги была бы относительно безопасной только на очень небольшой скорости.
         Даже самые модернизированные амортизаторы работают по тому же принципу, что и обычные масляные насосы: когда колеблющаяся подвеска приводит в движение шток амортизатора, жестко закрепленный на нем поршень сжимает масло, находящееся в одной из частей напорного цилиндра. В результате масло понемногу продавливается через очень маленькие отверстия (жиклеры) в полость за поршнем. Так как через жиклеры может просочиться только небольшое количество масла, движение поршня замедляется, что, в свою очередь, приводит к замедлению колебаний подвески. Если же нагрузка носит очень резкий ударный характер или амплитуда колебаний подвески достаточно велика, пропускной способности жиклеров уже не хватает, поэтому открываются специальные клапаны, которые и пропускают основную массу масла. При этом усилие, направленное на гашение колебаний кузова, зависит от скорости перемещения подвески. Чем быстрее она двигается, тем большее сопротивление оказывает амортизатор. 

Амортизаторы принято классифицировать по двум параметрам.

Первый и основной критерий классификации амортизаторов - состав рабочего вещества. По данному признаку амортизаторы делятся на три категории: масляные, газо-масляные и газовые. 

Однако это разделение достаточно условно, потому что внутри абсолютно всех амортизаторных устройств обязательно присутствует масло. По второму параметру - количеству полостей (трубок) - амортизаторы делятся на двухтрубные (масляные и газо-масляные) и однотрубные (газовые амортизаторы).

Масляные амортизаторы конструктивно наиболее просты, а следовательно, достаточно надежны. Однако в некоторых режимах эксплуатации автомобиля амортизаторы этого типа могут быть недостаточно эффективными:

  • во время быстрой езды по плохим дорогам при резких перемещениях поршня в масле образуются кавитационные пузырьки (происходит вспенивание масла), в результате чего пропускная способность клапанов, через которые проходит масло, снижается, и демпфирующие (пружинящие) характеристики амортизаторов значительно ухудшаются;
  • масляные амортизаторы недостаточно чувствительны к низкочастотным колебаниям небольшой амплитуды - при таком режиме нагрузки эти устройства ведут себя довольно инертно; причина проста: при медленных перемещениях поршня масло относительно свободно проходит через отверстия в нем, и амортизаторы уже не могут принять участия в коррекции положения кузова при его небольших и/или достаточно медленных колебаниях.

Последний недостаток масляных амортизаторов частично компенсируется путем тщательной калибровки отверстий в поршне и усовершенствования конструкции клапанов, которая позволяет амортизаторам "острее" реагировать на колебания кузова. Масляные амортизаторы подойдут, прежде всего, тем автовладельцам, которые не склонны эксплуатировать свой автомобиль в спортивных режимах и предпочитают разумно экономить на запчастях (масляные амортизаторы на 15-20% дешевле газовых).

В газо-масляных амортизаторах в качестве "подпружинивающего" элемента используется газ. Этот способ увеличения скорости реакции амортизаторов на колебания кузова был предложен французом де Карбоном еще в середине XX века. Газо-масляный амортизатор состоит из двух цилиндров, помещенных один в другой. В верхней части полости резервного цилиндра под небольшим давлением (2,5-5 бар) находится инертный газ - азот. Чем выше давление газа на масло внутри амортизатора в состоянии покоя, тем быстрее его реакция (и жестче подвеска автомобиля).

Газо-масляные амортизаторы по сравнению с масляными обеспечивают лучшую амортизацию при низкой амплитуде колебаний подвески. Кроме того, кавитация при работе амортизаторов этого вида минимальна, а значит, они эффективнее уменьшают колебания кузова при быстрой езде.

Правильно установленный комплект амортизаторов может прослужить около 3-4 лет при среднем пробеге автомобиля 20-30 тыс. км в год. Однако вывести их из строя можно значительно раньше. Кроме общего состояния подвески, на срок службы амортизаторов влияют и стиль вождения, и состояние дорог. Сегодня многие СТО предоставляют услугу диагностики амортизаторов, причем на многих техстанциях она бесплатна.

О необходимости замены амортизаторов свидетельствует увеличение тормозного пути, снижение безопасной скорости вхождения в поворот, уменьшение скорости, при которой в дождливую погоду начинается аквапланирование. 

Ради собственной безопасности не стоит пренебрегать рекомендациями производителей амортизаторов, рекомендующих проводить диагностику ходовой через каждые 20 тыс. км пробега.

Наш автомагазин запчастей для грузовиков КАМАЗ, МАЗ, УРАЛ, ЗИЛ, КРАЗ предлагает широкий выбор амортизаторов и комплектующих к ним для всех перечисленных марок автомобилей. 

Корзина
пуста
Мы в социальных сетях: twitter Торговый дом БашЛидер vkontakte БашЛидер facebook БашЛидер
Автозапчасти для грузовых автомобилей